Пешеходные переходы - водители и пешеходы: противостояние или сотрудничество?


В современном мобильном обществе, в котором количество автомобилей сравнялось с количеством населения (число автомобилей в мире перевалило за 1 млрд. ещё в 2010 году), чрезвычайно важно обеспечить безопасность пешеходов. И пока последний пешеход не превратился в водителя необходимо уделять достаточно внимания проблеме взаимодействия этих двух «типов людей».

Данная статья посвящена вопросу организации и функционирования пешеходных переходов, или столь любимой пешеходами и ненавистной водителями «зебры».

Водитель, приближаясь к пешеходному переходу, даже если на нем нет пешеходов, должен снизить скорость вплоть до остановки транспортного средства. Если он не пропустил пешехода на пешеходном переходе, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа. Именно эта мера воздействия на сознательность водителей транспортных средств спровоцировала неожиданный постоянный визг тормозов, ласкающий слух при приближении к переходу, заботливый коридор на всех полосах, по которому с неприкрытой гордостью, как Наполеон на коронации, шествуют пешеходы.

Тут любопытно оказаться «по ту сторону», в салоне транспортного средства и понаблюдать за поведением водителя. Мне посчастливилось лицезреть реакции различных людей за рулём: состоятельных и не очень, молодых и бывалых, мужчин и женщин. Во всех, за редким исключением, случаях я был рад, что пешеходы не слышали этих слов: «Вот не пропустишь – такой штраф дадут!», «Да быстрее вы, пингвины!» и в том же духе. Отсюда вывод: многих водителей останавливает не законное право пешехода перейти дорогу, а нежелание пополнять казну выплатой штрафа. Жаль, только кнут и пряник. А хочется взаимоуважения…

Именно двусторонней заботы о здоровье друг друга. Хватит презирать друг друга и обмениваться злыми взглядами при встрече, как остервенелые ковбои на площадях городов Дикого Запада.

Справедливости ради, считаю необходимым выделить небрежность пешеходов. Среднестатистический пешеход «перебегает где попало» проезжую часть, игнорирует светофоры, так и норовит скользнуть под колёса ничего неподозревающего автомобиля. Неужели вы бессмертны, собратья по тротуарным дорожкам? Берегите себя!

В своём родном городе я часто стал замечать примечательную особенность: из подворотни выбегает собака, дворняжка, направляясь к дороге, она неизменно выбирает пешеходный переход. Подходит к нему и, как бы не спешила, останавливается, смотрит по сторонам, и лишь убедившись, что ближайшая машина на приличном расстоянии, быстро, но крайне внимательно, перебегает через дорогу. И эту картину мне приходилось наблюдать несколько раз в различных частях города. Наш верный четвероногий друг бережёт свою жизнь. А мы с Вами?

Кстати, о последнем переходе. Согласно нормам, расстояние от ближайшей границы наземного пешеходного перехода до ближайшего края посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств (автобусов и троллейбусов) должно быть не менее пяти метров. В рассматриваемом примере переход вплотную подходит к остановке.

Стало очевидным, что организации, занимающиеся устройством пешеходных дорожек и размещением пешеходных же переходов, не знают о существовании друг друга. Во всяком случае, об их сотрудничестве стоит лишь мечтать. Более того, иногда создаётся представление о некой скрытой войне между ними, жертвами которой являемся мы с Вами, пешеходы, или лица «без определённого транспортного средства». Напомню, штраф за переход в неположенном месте составляет от 1 до 3 базовых величин. Неплохой источник дохода в период кризиса, не так ли?..

Набивший оскомину и не один десяток синяков-мозолей вопрос высоты бортового камня в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц. Их высота не должна превышать 0,025—0,040 м. Ах, если бы везде так и было… Как приятно было бы ездить на велосипеде, как легко было бы переправлять коляску с ребёнком через бурный поток машин…

Да и вообще – быть может, пришло время размещать пешеходы и в новых местах, а не только освежать термопластик на уже существующих? Так для чего пешеходные переходы: для выполнения предписаний и инструкций, или для комфорта пешеходов?

В Германии строгое соблюдение правила «зебры». Не только из-за известной педантичности немцев, но и из-за боязни сдать на длительный срок своё родное водительское удостоверение работнику полиции. И неизвестно, получите ли вы его обратно! Раз уж вспомнили о родине прекрасных дорог и не менее прекрасных автомобилей, следует упомянуть о такой привилегии немецких пешеходов, как пешеходные зоны, которые обозначаются синим круглым знаком с женщиной и ребёнком. В такие зоны заезжать запрещается, если нет исключающего разрешающего знака, например, как для проживающих на этой улице.

Есть ещё большой синий прямоугольный знак с играющими в футбол белыми человечками. Ездить под него можно, но только со скоростью пешехода, то есть, 5 км/ч. В Японии, для определения наиболее удобного места установки пешеходного перехода предварительно наблюдают какими путями ходит население, а уж затем на этом месте появляется пешеходная зона. Для удобства пересечения перекрёстков существует диагональная дорожная разметка, что позволяет оказаться на необходимой стороне дороги за один переход.

Подытоживая, хотелось бы сказать следующее: мы с Вами должны быть сверхвнимательны и сконцентрированы находясь на проезжей части и близ неё. Неважно кто ты, пешеход или водитель – ты отвечаешь за жизнь и здоровье не только себя, но и всех людей, находящихся на данном участке пути. Будьте осторожны, не допускайте спешки, пижонства и лихачества. Уважайте других и почувствуете уважение к себе.






  Предыдущий материал: Миф об опасности турбулентности