Транспорт ЯНАО


Развитие транспортной инфраструктуры округа было тесно связано с его хозяйственным освоением. Традиционным для округа видом транспорта являются оленьи упряжки, которые сих пор используются во многих районах округа. Исторически важное значение для округа всегда играло речное и морское судоходство. Бурное развитие транспорта и связи в регионе началось только в послевоенные годы. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках появились комфортабельные пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 года .

В последние годы для более полного удовлетворения потребности населения округа в авиаперевозках на внутренних авиалиниях привлечена авиакомпания "Тюменские авиалинии". В 1997 году создана авиакомпания "Ямал".

Железнодорожный транспорт остается единственно доступным видом транспорта примерно для трети жителей округа. На востоке округа, от станции Корочаево, проектируется трасса железной дороги и отсыпается дорога к районному центру Тазовский. Магистрали идут через зону заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. Новая транспортная артерия дает возможность выхода на соседние месторождения.

Развитие транспортной сети, в первую очередь наземной, позволит сократить затраты на доставку грузов как в округ, так и за его пределы. Население округа должно иметь возможность использования альтернативных видов транспорта в соответствии с необходимыми затратами времени и своими финансовыми возможностями.

Автотранспорт

В настоящее время дорожному строительству в ЯНАО уделяется большое внимание, так как автомобильный транспорт и его инфраструктура здесь только начинают развиваться. Во всех семи районных центрах требуется построить дороги, которые свяжут их с административным центром округа. Поэтому для развития экономики ЯНАО необходимо создать опорную сеть федеральных автомобильных дорог, которая впоследствии свяжет столицу округа и все основные населенные пункты с транспортной системой страны.

В Ямало-Ненецком округе приблизительно 5 050 километров дорог, из них около 3 520 километров дорог с твердым покрытием, которые можно использовать круглый год. Около 700 км дорог с твердым покрытием - дороги общего пользования, 2 820 км дорог с твердым покрытием - ведомственные и 776 км - муниципальные дороги. В зимнее время приблизительно 9 565 дополнительных километров дорог прокладываются по глубоко промерзшей земле и рекам. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории составляет всего 0,1 км при среднем показателе по стране - 26 км, они составляют 70% в общей протяженности автодорог в округе (в среднем по России - 90%).

В настоящее время в ЯНАО действует "Дороги Ямала", составная часть в президентской программе "Дороги России". Один из наиболее важных проектов в региональной программе - создание автомагистрали федерального значения, которая соединит все города округа и крупные населенные пункты со столицей округа по маршруту Салехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево-Пурпе-Ноябрьск с последующим выходом через территорию Ханты-Мансийского округа на Тюмень. В итоге будет получен выход ко всей транспортной системе страны. Все создаваемые дороги в округе будут иметь стратегическое значение для грузоперевозки, так как свяжут многие предприятия, крупные месторождения и населенные пункты ЯНАО со всей страной. В 1999 году на строительство дорог было направлено более 2,5 млрд. рублей из территориального фонда и 450 млн. рублей из федерального дорожного фонда.

Авиация - воздушный транспорт, перевозки. Авиационная транспортная компания

Воздушный транспорт занимает особое положение в округе. При огромной, почти неосвоенной территории и очаговом характере населения авиация приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения. Первые полеты были проведены 1931-32 гг.

В 1997 году Администрацией Ямало-Ненецкого округа была создана авиакомпания "Ямал" для удовлетворения транспортных потребностей населения ЯНАО и снижения существующих тарифов на воздушные перевозки. В качестве средства воздушного транспорта также используются вертолеты. Помимо авиакомпании "Ямал" такие авиакомпании, как "Тюменские авиалинии", филиал авиакомпании "Тюменьавиатранс" и др. обеспечивают воздушное сообщение с Ямало-Ненецким автономным округом.

На территории ЯНАО осуществляют деятельность девять небольших местных авиапредприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, почты и грузов. В городах Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард были построены взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием длиной более 2 500 м, в районных центрах - грунтовые взлетно-посадочные полосы. Недавно в Новом Уренгое была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы и аэровокзала, в Салехарде сдан новый аэровокзальный комплекс, завершается строительство аэропортового комплекса.

В течение 1999 года с терминалов авиатранспортных предприятий автономного округа отправлено 470,8 тыс. пассажиров. Снижение пассажиропотока отмечается по всем авиапредприятиям, расположенным на территории автономного округа, что в первую очередь связано с ростом тарифов на авиаперевозки. В 1999 году отмечается увеличение количества отправленных грузов - 251,7 т (132,0%).

Железнодорожный транспорт

В настоящее время железнодорожный транспорт остается единственно доступным видом транспорта примерно для трети жителей округа.

В округе есть две железнодорожные ветки - одна в западной, другая в центральной части округа, не связанные между собой. Первая - это 97-километровый участок Чум-Лабытнанги, ответвление от железной дороги на Воркуту Северной железной дороги. Этот участок обеспечивает сообщение столицы округа Салехарда с Европейской частью России. Второй участок Свердловской железной дороги связывает Ноябрьск, Пур-Пе, Коротчаево, Новый Уренгой и Надым с Сургутом, далее с Тюменью и железнодорожной сетью страны. Всего владения МПС составляют 495 км. Чисто технологические задачи выполняют железные дороги Новый Уренгой - Ямбург (422 км) и строящаяся 509-километровая ветка Лабытнанги - Бованенково.

Железнодорожный транспорт перевозит все массовые виды грузов (строительные материалы, лес, топливо и металлы), осуществляя их доставку потребителям через железнодорожные станции, прилегающие практически ко всем крупным городам и поселкам округа.

Водный транспорт в ЯНАО

В период летней навигации речной транспорт является основным видом транспорта в Ямало-Ненецком округе. Основной объем продуктов питания, топлива, промышленных товаров и строительных материалов, ежегодно завозимых в ЯНАО, перевозится речным транспортом. Кроме того, система речного транспорта играет немаловажную роль в освоении и разработке нефтяных и газовых ресурсов. В силу продолжительности и суровости зим 4 порта ЯНАО открыты только в течение 128 дней в летний период. Основные судоходные реки округа - Обь, Надым, Пур и Таз.

В 1999 году предприятиями водного транспорта перевезено 217,6 тыс. тонн грузов. Основной объем перевозок грузов выполнил ОАО "Надымский речной порт" (51,7%). В 1999 году было перевезено 2870 человек.

Эксплуатация и управление речными портами ЯНАО осуществляется двумя акционерными обществами. Речные порты Тазовский, Надым, включая Ямбург, и Уренгой, включая Лабытнагский речной порт, эксплуатируются филиалами АООТ "Обь-Иртышское речное пароходство", АООТ "Салехардский речной порт" и другими предприятиями речного транспорта и частными судовладельцами.

Морской транспорт, как и речной, функционирует только с весны до осени. Северный морской путь в настоящее время используется мало.