Бюджет на 2001 год

Бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа на 2001 год сформирован бездефицитным, будет очень жестким, но реально выполнимы. Об этом во время защиты окружного бюджета на заседании Государственной Думы Ямала говорила начальник Департамента финансов Альбина Свинцова. По ее словам, в результате внесенных изменений в федеральное законодательство значительным корректировкам подверглась структура расходной части окружного бюджета. В частности это связано с ликвидацией на федеральном уровне практически всех федеральных фондов, что в значительной степени повлияет на удельный вес и динамику основных расходных статей бюджета. "Вместе с тем, - отметила Альбина Петровна, - бюджет 2001 года ориентирован на достижение главной цели - обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни населения округа. В 2001 году социальная политика в автономном округе будет направлена на комплексное решение проблем социально-незащищенных слоев населения". Подтверждение этому рост социально-ориентированных расходов, в том числе связанных с социальными выплатами населению: повышение вдвое тарифных ставок должностных окладов работникам бюджетной сферы, государственных пенсий не работающим пенсионерам, проживающим в округе и проработавшим на предприятиях округа не менее 15 лет и инвалидам с северным стажем не менее 10 лет, доплаты к государственным пенсиям в размере 50 процентов для лиц, выезжающих на постоянное место жительства за пределы округа, выплаты ежемесячных гарантированных пособий лицам из числа коренных малочисленных народов Севера.

Реализация программы реформирования межбюджетных отношений в РФ положила начало новому этапу реформы, направленной на повышение ответственности органов власти субъектов РФ за эффективное использование бюджетных ресурсов, повышение прозрачности финансовых потоков и снижение конфликтов вокруг распределения и использования бюджетных ресурсов. Одним из ключевых направлений станет переход на казначейскую систему исполнения бюджета автономного округа. В целях усиления роли органов самоуправления на муниципальный уровень переданы расходные полномочия по финансированию целевых окружных программ, таких как, обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, реформирование в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительство и реконструкция объектов образования в сельской местности, а также все социальные программы. Объем расходов на государственное управление предназначен для функционирования законодательной и исполнительной власти автономного округа, финансовых органов и Счетной палаты. Для осуществления исключительных полномочий субъектов РФ предусмотрены расходы на содержание Управления ЗАГС. В проекте бюджета на содержание судебной системы предусмотрены расходы, связанные с обеспечением деятельности окружного суда и аппарата мировых судей. Расходы на содержание правоохранительных органов предусмотрены в бюджете с учетом действующих законов РФ и окружных законов. Ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу предназначены для содержания окружного Центра гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера, научно-исследовательского института медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, а также на разработку нормативно-правовых документов. В сфере материального производства, исходя из основных параметров экономической и бюджетной политики автономного округа, сохранены направления государственной поддержки малорентабельных и убыточных отраслей, оказывающих услуги населению по фиксированным тарифам.

При планировании расходов на капитальное строительство - приоритетными определены объекты жизнеобеспечения и инженерные сооружения, а также интенсивная газификация населенных пунктов округа. Усилена концентрация средств на объектах подлежащих вводу в эксплуатацию в будущем году, предусмотрены лимиты на погашение кредиторской задолженности за выполненные объемы работ. На особый контроль буду поставлена реализация окружных социально-значимых целевых программ, в частности возрождение районных центров. Сохранены бюджетные параметры на реализацию программы "Строительство жилья для граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Предусмотрены адресные капиталовложения в традиционные отрасли АПК, ориентированные на техническое перевооружение рыбозаводов и пунктов безотходной переработки оленины. Также, в разряде приоритетных определена поддержка социально-ориентированных отраслей производства, занятых традиционным промыслом. В следующем году из окружного бюджета предусмотрено направить средства на субсидирование таких отраслей как оленеводство, рыбодобыча, инвестирование материально-технической базы по переработке сельхозпродукции, компенсационные выплаты на приобретение топливно-энергетических ресурсов. В сфере развития транспорта и связи основная цель - это сохранение и развитие транспортного комплекса для обслуживания населения автономного округа. В этой связи сохранены субсидии на регулируемые тарифы по пассажирским перевозкам на окружных авиалиниях и речном транспорте. Для обеспечения дальнейшего функционирования железнодорожного транспорта на территории автономного округа планируется целый комплекс работ, связанных с реконструкцией отдельных участков железнодорожного полотна и приобретение спецтехники для обслуживания действующей сети железных дорог. Предусмотрены расходы на содержание и развитие окружной сети автомобильных дорог общего пользования. В целях развития малого предпринимательства в окружном бюджете на 2001 год предусмотрены средства на финансирование прошедших конкурсный отбор объектов в области производства и переработки сельхозпродукции, товаров народного потребления, оказания услуг населению.

Приоритетная роль жилищно-коммунальной политики обусловлена весомой долей, вкладываемой в эту сферу средств, в объеме расходов бюджета автономного округа. В соответствии с программой реформирования ЖКХ осуществляется внедрение в эту отрасль рыночного механизма, предполагающего постепенный переход от бюджетного субсидирования к оплате населением жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, но при обязательном условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан. Предполагается принятие мер по оздоровлению финансов жилищно-коммунальной отрасли, в частности, установка приборов учета производства реализации коммунальных услуг, что позволит принять обоснованную норму их потребления, решить проблему непроизводительных потерь, и наладить реальный учет потребления воды и тепла. В этом случае тарифы на услуги ЖКХ действительно станут экономически обоснованными. В бюджете также учтены расходы на выплату заработной платы с учетом введения с первого января 2001 года новых тарифных коэффициентов ЕТС, что позволит повысить уровень оплаты труда работникам бюджетной сферы на 20 процентов. При формировании окружного бюджета уделялось особое внимание выплатам на обеспечение социальной поддержки учащейся молодежи, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из числа коренных малочисленных народов Севера, находящихся на полном государственном обеспечении. В составе расходов на образование предусмотрены средства на реализацию программы "О дополнительных мерах по развитию системы образования в округе". Расходы на финансирование учреждений культуры определены с учетом реализации приоритетов региональной культурной политики, обусловленной социально-культурными особенностями нашего региона. Для решения задач по развитию межрегионального информационного пространства и в связи с усилением роли СМИ предусмотрены расходы на финансирование единого технологического комплекса, который включает в себя телевидение, радио, подключение к сети Интернет и спутниковые виды связи. Для решения проблем улучшения здоровья и снижения заболеваемости населения округа предусмотрены средства для функционирования учреждений здравоохранения и реализации мероприятий в сфере здравоохранения. В области физкультуры и спорта предусмотрены расходы на проведение окружных республиканских и международных соревнований.