Обзор.

В Ямало-Ненецком округе на долю транспорта приходится 7,6% всех капитальных вложений, что несколько меньше средне российского уровня (10,4%). Попасть из одного населенного пункта в другой можно либо водным, либо воздушным транспортом. Развитие транспортной инфраструктуры округа было тесно связано с его хозяйственным освоением. Традиционным для округа видом транспорта являются оленьи упряжки, которые сих пор используются во многих районах округа. Исторически важное значение для округа играло и играет речное и морское судоходство. Бурное развитие транспорта и связи в регионе началось только в послевоенные годы. В 1949 г. в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали комфортабельные пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 г. введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 г - в Москву.

Для более полного удовлетворения потребности населения округа в авиаперевозки на внутренних авиалиниях привлечена авиакомпания “Тюменские авиалинии”. В 1997 году создана авиакомпания “Ямал”.

Однако, обеспечение населения транспортными перевозками сложное. По-прежнему наблюдается снижение объемов перевозок из-за высоких тарифов, что ведет к сокращению численности работников, занятых в авиатранспорте.

Железнодорожный транспорт остается единственно доступным видом транспорта примерно для трети жителей округа.

На востоке округа, от станции Корочаево, проектируется трасса железной дороги и отсыпается дорога к районному центру Тазовский. Магистрали идут через зону заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. Новая транспортная артерия дает возможность выхода на соседние месторождения.

Грунтовая дорога строится от Салехарда к центру Приуральского района п. Аксарка, что позволит разгрузить речную магистраль - Обь - и сделать сообщение с районным центром постоянным. От Надыма к Салехарду, вдоль трассы газопровода, отсыпается полотно дороги производственного назначения.

Развитие транспортной сети, в первую очередь наземной, позволит сократить затраты на доставку всех грузов как в округ, так и за его пределы. Население округа должно иметь возможность использования альтернативных видов транспорта в соответствии с необходимыми затратами времени и своими финансовыми возможностями.

1995 г., по согласованию с администрацией округа, военно-морскими силами России был проведен небывалый для мировой практики эксперимент. Атомной подводной лодкой подо льдами океана на базу АО "Карская нефтегазоразведочная экспедиция" в п. Харасавей доставлены грузы. По расчетам экономистов использование атомных подводных лодок для транспортных целей при освоении структур полуострова значительно удешевляет перевозки, позволяет сделать навигацию в заполярье круглогодичной.