Рассматривая состояние государственных финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, можно заметить, что данный регион в этом отношении - один из наиболее благополучных. Важнейшим показателем, характеризующим состояние государственных финансов субъекта Федерации, считается обеспеченность бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом, т.е. соотношение между налоговым потенциалом региона и расходами местного бюджета (под налоговым потенциалом в данном случае понимается общая сумма налогов, собранных на территории субъекта Федерации). Низкая обеспеченность бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом в регионе свидетельствует о предрасположенности к дефициту местного бюджета, сильной зависимости финансового состояния от неналоговых (в том числе внешних) источников дохода, поступления из которых зачастую отличаются крайней нестабильностью. Естественно, по мере снижения обеспеченности бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом снижается и вероятность выполнения местными властями своих обязательств перед инвесторами.

По итогам 1996 г. Ямало-Ненецкий автономный округ входил в число 9 субъектов РФ, показатель обеспеченности бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом которых превышал 1,5, уступая при этом лишь таким безусловным лидерам, как Москва, Ханты-Мансийский АО, Самарская, Нижегородская, Пермская и Свердловская области. Показатель обеспеченности бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом автономного округа равнялся 1,63, значительно превышая средний общероссийский уровень бюджетной обеспеченности субъектов Федерации - 1,38.

Еще одним важным параметром является показатель объема налоговых поступлений на душу населения. Как правило, повышенный объем сбора налогов на душу населения характерен для нефтегазодобывающих регионов, финансово-банковских центров и отдельных индустриально развитых территорий. Низкий налоговый потенциал имеют регионы с сельскохозяйственной специализацией и слабой производственной базой. Показатель налоговых поступлений на душу населения напрямую связан с возможностями местных властей выполнять свои обязательства перед инвесторами. В этом отношении Ямало-Ненецкий автономный округ можно считать одним из наиболее благополучных в России. Отношение показателя сбора налогов на душу населения в округе к среднему значению по РФ составляет 7,94 (2-е место в России после Ханты-Мансийского АО). Для сравнения: аналогичный показатель для Москвы составляет 3,39 и Санкт-Петербурга - 1,11. Естественно, при рассмотрении данного показателя следует учитывать низкую плотность населения в северных регионах России, однако столь явное преимущество Ямало-Ненецкого округа нельзя недооценивать. Это подтверждается и тем, что в настоящее время более 60% налоговых доходов федерального бюджета поступает от десяти субъектов Федерации. При этом численность населения, проживающего в этих регионах, составляет 28% общей численности населения России. В числе крупнейших бюджетоформирующих регионов России - и Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

Крупнейшие бюджетоформирующие районы России

Субъект Российской Федерации

Доля в численности населения России, %

Доля в налоговых доходах Федерального бюджета в 1996 г., %

 

Ямало-Ненецкий АО

Москва

Ханты-Мансийский АО

Московская область

Санкт-Петербург

Свердловская область

Самарская область

Нижегородская область

Пермская область

Краснодарский край

Всего по 10 регионам

 

 

0,3

5,9

0,9

4,5

3,3

3,2

2,2

2,5

2,0

3,3

60,7

 

2,2

27

8,9

5,2

4,2

3,8

3,2

2,6

2,0

1,7

Источник. Предпринимательский климат регионов России. М.: Начала-Пресс, 1997 г.

 

Показателем финансового состояния субъекта Федерации также служит разность (баланс) между суммой налогов, перечисленных данной территорией в федеральный бюджет, и объемом оказанной региональным властям финансовой помощи в расчете на душу населения. Регион с положительным балансом относится к группе "доноров" федерального бюджета, с отрицательным - к группе "реципиентов".

Для Ямало-Ненецкого автономного округа в 1996 г. (так же как и в предыдущие годы) был характерен положительный баланс финансовых потоков "регион - центр" - сальдо составило 9767 тыс. руб. на человека (более высокий показатель имеет только Ханты-Мансийский АО -14320 тыс. руб. на человека).

 

Условный баланс финансовых потоков “регион-центр” для субъектов РФ — эмитентов долговых обязательств

Субъект Российской Федерации

Баланс финансовых потоков,

тыс. руб. на человека

Ямало-Ненецкий АО

Москва

Санкт-Петербург

Ярославская область

Республика Татарстан

Волгоградская область

Оренбургская область

Свердловская область

Челябинская область

Новосибирская область

Республика Саха (Якутия)

В среднем по РФ

9767

5973

1565

1239

529

645

778

1475

761

816

- 480

1086

Источник. Предпринимательский климат регионов России. М.: Начала-Пресс, 1997 г

 

Все вышеизложенное позволяет считать Ямало-Ненецкий автономный округ одним из наиболее благополучных регионов в России. По большинству основных показателей состояние бюджетной сферы округа гораздо более предпочтительно по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. С уверенностью можно говорить, что администрация Ямало-Ненецкого автономного округа при прочих равных условиях располагает более широкими возможностями для выполнения своих обязательств перед потенциальными инвесторами, чем многие субъекты РФ.